> <

Ношение подросшего малыша: африканский способ избежать истерик.

автор Клэр Ниала, мать, остеопат и писатель, живущая в Найроби, Кения

Несмотря на то, что в настоящее время на Западе стало привычным видеть матерей, носящих своих младенцев, здесь по-прежнему не часто можно встретить обычную для Африки картину — мать, которая занимается своей повседневной деятельностью с подросшим малышом, привязанным к спине. В Африке распространены простые куски ткани, обычно хлопка, такие как западноафриканские пагнэ или восточноафриканские канга или кикой, прагматичные и многофункциональные. Они могут использоваться для переноски ребенка с того момента, как он способен сидеть, и примерно до 4 лет.

Я не в полной мере оценила преимущества ношения подросшего малыша, пока моей дочери не исполнилось примерно 3 года. Она была из тех детей, которые всегда хотят быть в движении - перевернулась всего лишь в 9 недель, рано целенаправленно поползла и пошла. Я расценивала ее двигательную активность как требование свободы и почти перестала носить ее к 2 годам. Я все еще ее носила, но это очень отличалось от первых дней, когда она была, по сути, продолжением моего тела.

В какой-то момент, вскоре после ее третьего дня рождения, постоянные крики "bebe" (неси меня), кажется, участились. Сначала я отзывалась, нося ее на бедре, а иногда полностью останавливаясь, чтобы понять, что с ней происходит, но иногда это было невозможно. По утрам и вечерам, когда я пыталась спланировать день или убедиться, что день заканчивается хорошо, было особенно нелегко.

Бывали дни, когда дочка просыпалась и хотела обниматься как минимум полчаса, прежде чем случится что-либо еще. Мне очень хотелось поддержать ее в этом переходном состоянии, но с другой стороны, ранее мы выстроили хороший режим, который до сих пор работал - собаку по-прежнему надо было выгуливать в определенное время, завтрак все еще нужно было готовить (иногда дочь хотела помогать, иногда нет). И все остальные хлопоты, которые не всегда могут подождать, не собирались чудом исчезать.

В отчаянии я позвонила бабушке, которая до сих пор живет в глубинке Кении, и спросила ее, что мне делать. Она напомнила мне о женщинах в деревне - сильных женщинах, которые постоянно носят груз на голове и ребенка на спине. На следующее утро мне не терпелось попробовать. Дочь проснулась рано и хотя была не готова бодрствовать, засыпать обратно также не желала. Я посадила ее в переноску на спину, и мы выгуляли собаку и выполнили все наши рутинные утренние дела. Она не вылезла, пока не пришло время одеваться, и она ни разу не заплакала и не пожаловалась; она даже позавтракала в переноске.

Вскоре по совету бабушки я начала использовать переноску наподобие рюкзака. Если дочка была беспокойна или недовольна, я сажала ее за спину, и потенциальный кризис был предотвращен, а мы обе наслаждались комфортом и близостью. Я обнаружила, что такая невербальная поддержка эффективнее, чем постоянно спрашивать "Что случилось?" у ребенка, который не всегда может найти слова и объяснить, что происходит у него внутри. Если моя дочь пугалась чего-то нового, например, коров на ферме, я заметила, что если посадить ее за спину, она будет более открыта новым впечатлениям, и, следовательно, быстрее решится на самостоятельное исследование.

Любопытно, что хотя существуют основательные исследования и труды о ношении младенцев, количество литературы значительно сокращается, когда дело касается ношения подросших детей. Тем не менее, матери единодушно говорят одно и то же. По словам Гретхен Отто с thebabywearer.com, "однажды в расстройстве я схватила переноску, когда он был в самом ужасном настроении, и эффект был поразительным. Он моментально успокоился."

Мне стало ясно, что потребность ребенка в физической близости не отпадает вдруг, когда он становится старше. Это подтверждает число родителей, которых я видела и в моем родном городе Найроби, и в путешествиях по Европе, толкавших пустые коляски с ребенком на руках.

У детей, которых регулярно носят, развивается другой вид самостоятельности. Получая пользу от тесного контакта, они также часто участвуют в беседах с другими людьми без помощи своего воспитателя. Взрослый (или, как это принято в Кении, старший ребенок или кузен), несущий их, не может видеть, что они делают, что позволяет ребенку действовать самостоятельно. С другой стороны, ребенок часто видит действия взрослых, которые он иначе не смог бы увидеть. С помощью подражания дети могут учиться выполнять действия, которые исполняются на высоте взрослого, чего они не смогли бы увидеть, будучи на полу или в коляске. Что касается их воспитателя, ношение оставляет его руки свободными.

Однако глубже всего ношение влияет на настроение ребенка. Переутомившихся или трудно засыпающих детей можно укачать на ходу. Если в качестве переноски используется кусок ткани, он может одновременно послужить простыней или одеялом, когда спящего ребенка переложат в кровать.

Снова мягкая мудрость моей бабушки направляла меня в моем материнстве. Для меня все свелось к следующему:

- Не думайте, что подросшие малыши слишком взрослые, чтобы хотеть быть на руках (много) - они расцветают от физической близости.

- Ношение малышей не испортит их и не сделает их менее независимыми - на самом деле они могут быть более независимыми, когда будут готовы исследовать мир самостоятельно.

- Ношение малыша по-прежнему дает ему широкие возможности для самостоятельного общения. Даже если вы можете слышать и чувствовать их, вы не можете видеть, что они делают, и они это знают.

- Ношение малыша на спине дает гораздо меньше нагрузки на ваше тело, чем ношение спереди.

- Что может быть лучше, чем носить объятие?

 

Источник
Перевод выполнила
Консультант по ГВ, выпускница Проекта ПроГВ
Мария Краснер (г.Москва)